Как Louis Vuitton шьет «итальянскую» обувь в Румынии. Расследование The Guardian

Журналисты The Guardian нашли в Румынии секретную фабрику Louis Vuitton, где производится роскошная обувь и аксессуары, которые продаются и рекламируются как «сделанные в Италии, в лучших традициях венецианских мастеров, передающих ремесло из поколения в поколение». Как оказалось, все, кроме подошв, производится в Трансильвании, на родине графа Дракулы. Публикуем краткий пересказ статьи, наделавшей немало шума в англоязычном мире (с сайтов некоторых российских СМИ эта новость тоже была удалена).

Руководство компании тщательно скрывает заводы (они даже не вылезают при поиске в гугле) и не пускает внутрь журналистов. Снаружи нет вывесок, указывающих на принадлежность Louis Vuitton. Просто тень печати шахматной доски Louis Vuitton, окрашенной в серый цвет на заводских стенах. Название на воротах — Somarest, это малоизвестная дочерняя компания LVMH.

Louis Vuitton The Guardian

Это единственное фото завода, которое удалось сделать журналистам The Guardian.

Louis Vuitton основал первую фабрику в румынском городке Чиснэдие (Cisnadie) в 2002 году. Сделал он это, как и прочие производители, чтобы снизить издержки. Вторая фабрика была построена в 2009 году в городке Авриг (Avrig), на ней производят комплектующие для чемоданов и сумок.

Однажды в СМИ уже просочилась информация, что «некоторые детали» обуви Louis Vuitton делаются в Румынии. Изучив резюме одного из бывших топ-менеджеров компании и поговорив с рабочими, журналисты The Guardian обнаружили, что «некоторые детали» — это, по факту, до 100 тысяч пар в год, которые целиком изготавливаются на венгерской фабрике. А вот подошвы вместе с заветной биркой приделываются к обуви уже в Италии и Франции: по законам ЕС, если продукт изготавливается в нескольких странах, производителем указывают ту, где с продуктом совершали «последнюю, необходимую, экономически обоснованную обработку».

Эти факты им подтвердила пресс-секретарь фабрики и добавила, что старшие менеджеры являются французами, а материалы импортируются из Франции.

На фабрике в Чиснэдие работает 734 местных жителя, которые получают среднюю для Румынии зарплату в 133 евро в месяц. Журналистка отмечает, что этим людям придется работать как минимум шесть месяцев, чтобы купить пару обуви, которую они создают (стоимость обуви Louis Vuitton – от 500 до 1800 фунтов стерлингов).

Однако герои публикации на это не жалуются, а отмечают, что у них есть выходные, оплата сверхурочных, а в производстве используются нетоксичные химические вещества. В цехах чисто и светло, люди работают сидя. Местная трудовая инспекция утверждает, что условиями труда, которые созданы в компании Somarest, можно гордиться.

Обувь действительно шьется вручную, как и в рекламе Louis Vuitton, правда, ремесло не передается из поколения в поколение, рабочие обучаются на месте. Издание даже вступилось за Louis Vuitton, процитировав слова ведущего румынского модельера Иоана Сиолаку, мол, производство одежды в Румынии дешевле, чем в других странах ЕС, но более низкие цены не означают более низкое качество.

В последнее время я очень много читаю о том, как производят одежду для масс-маркета в Азии, и это история не для слабонервных. (Но об этом — в отдельном посте). На этом фоне собственные фабрики с контролем качества выглядят просто верхом честного и ответственного бизнеса. С другой стороны, вводить покупателей в заблуждение, когда ты не «абибас» клепаешь, а создаешь люксовый товар  – не слишком красиво. А вы что думаете? Изменилось ли ваше отношение к Louis Vuitton из-за того, что он клеит подошвы в другой стране только ради «правильной» бирки? Важно ли для вас вообще, где и как произведена вещь?

Читайте также