Одеться в знак протеста: может ли мода привести к изменениям?

В февральском номере Vogue Сара Мауэр задается вопросом: во времена, когда каждый день происходит что-то, от чего впору прийти в бешенство, как может мода помочь “показать зубы”? Вариантов масса, считает автор: мы сделали перевод ее текста о том, как сочетается мода и протест.

>>>Dressed To Protest: Can Fashion Help Bring About Change?

Когда люди атаковали Миуччу Прада после показа вопросами о ее сборной весенней коллекции “Новый путь”, она хотела говорить только об одном. “Я показываю решительно настроенным женщинам очень практичный путь, через одежду. Это именно то, что я делаю,” — объявила она. Все ее мысли и чувства были на тему “просто хочу изменить мир”, говорила она. “Особенно для женщин, потому что нам приходится столькому противостоять – до сих пор”.

И это было еще до того, как  флэшмоб #metoo прорвал плотину, и до того, как в одно прекрасное утро мы узнали о том, что женщины на BBC получают меньше, чем их коллеги-мужчины, или о том, что для разрыв между зарплатой женщин до 30 лет и их ровесниками-мужчинами “значительно вырос” в последние шесть лет, согласно данным Fawcett Society.

Пока искры летят во все стороны — сексуальные домогательства, расизм, неравенство в оплате труда, ущемление прав женщин, разрыв между богатыми и бедными и сто миллиардов других проблем, ежедневно, — как при всем этом мы должны одеваться?

Возможно, единственная хорошая новость в череде этих политических проблем – это то, что мы сейчас живем в атмосфере, где есть возможность изменений. Мода (или одежда; можно поспорить, как это лучше назвать) совсем не в стороне от всего этого: это надежный союзник в сложные времена, открытый бесконечному количеству смыслов, инструмент, при помощи которых люди при нужной доле изобретательности могут продемонстрировать свои убеждения. “Чем больше нас видят, тем лучше нас слышат”: никто не сформулировал это лучше, чем женщины, которые придумали идею Pink Pussy Hat. Эта фраза стала девизом Pussyhatproject.com, который побудил женщин по всему миру вывязывать этот блестящий ответ на трамповское “Grab them by the pussy” (англ. “Хватай их за “киску”) как глобальный и яркий феминистский протест.

Reuters — Shannon Stapleton / pussyhatproject.com

Спустя чуть больше года после прихода Трампа к власти провокативные возможности визуальной коммуникации при помощи одежды вышли на поражающий, приободряющий, вдохновляющий уровень креативности. Такого не случалось со времен молодежных маршей и протестов 1968-го — революции, которая прокатилась от Сан-Франциско до Парижа и Лондона 50 лет назад, и целое поколение оделось в поло, клеши, мини и бушлаты, чтобы изменить мир.

Что поразительно сегодня, так это видеть, как и высокая мода, и простые, демократичные акции протеста движутся в одном направлении благодаря соцмедиа. Исторические слои протестных движений прошлого щедро кросс-кодируются, чтобы дать заряд новому смыслу. Оглянитесь вокруг прямо сейчас и вы увидите один очень хороший пример, несущий в себе дух 1960х и 1970х: берет. Бессменный символ движения “Черные Пантеры” снова с нами и снова в моде, благодаря аллюзии Бейонсе на униформу Черных Пантер в ее вдохновленном Анжелой Девис и африканскими феминистками номере на Superbowl в феврале 2016 — номер был показан на фоне задника движения Black Lives Matter (с англ “Жизни “черных” имеют значение”). Несколько месяцев спустя Мария Грация Кьюри — еще одна модная феминистка — добавила кожаные береты дизайнера Стефана Джонса к каждому образу в ее показе Диор. “Неожиданно это стало и балансирующим, и контрастным элементом” — вспоминает Джонс. “Она хотела показать армию свободных независимых женщин, идущих своим путем”.

hollywoodlife.com

Любой сегодня может достать берет за совершенно смешные деньги и носить его с тем же значением, что Бейонсе и модели Диора — или просто как модный аксессуар. В этом и состоит первое правило радикальной моды — идеи должны быть в свободном доступе, чтобы каждый мог использовать их как пожелает.  

Часто забывается, что всегда есть кто-то, кто придумал тот или иной символ, или вложил смысл и значение в тот или иной образ. Взять, допустим, футболки с надписями — они были придуманы отрицающим войну и насилие дизайнером Кэтрин Хэмнетт. Символ мира — то и дело использующийся сегодня для обозначения угрозы ядерной войны — был изначально придуман выпускником Лондонского Королевского колледжа искусств Джеральдом Холтомом для кампании по ядерному разоружению 1958-го. Радуга — навечно закрепившаяся как символ ЛГБТ-сообщества — была придумана американским художников Гилбертом Бейкером в 1978. Кто знал?

Livid! @lahamnett @mrmarcmorgan @williampine #CANCELBREXIT #katharinehamnett 💪🏼❤🔪

A post shared by Phoebe Arnold (@phoebearnold) on

Хэмнетт снова вернулась с кампанией «Cancel Brexit» (“Отмените Брекзит”) на футболках и перевыпуском коллекции 1980-х из органического хлопка и шелка на своем сайте. История о том, как она сделала футболку “58% против Першинга” ( Баллистическая ракета Першинга), в которой она попыталась встретиться с Маргарет Тетчер в ее резиденции на Даунинг Стрит в 1984, — бесценный пример в истории моды. Она сделала ее за день. “Мне кажется, я не думала, что это было моим шансом. Я не собиралась идти туда, но потом приняла решение в один вечер. Я подумала, что могло бы быть пробивной графикой? Я шла мимо афишной тумбы и увидела билборд газеты “The Sun” и подумала: вот оно! Тогда не было никаких сервисов, чтобы сделать надпись на майке, поэтому я сама сделала надпись, перенесла ее на миллиметровку и пришила на шелковую майку.  

Хэмнетт распахнула свою куртку в тот момент, когда пожимала руку премьер-министру; операторы отреагировали мгновенно и одно из незабываемых и вошедших в историю радикальных модных заявлений было сделано. “Смысл в том, чтобы сделать слова настолько большими, что ты не мог бы НЕ увидеть их, если бы увидел. Слова уже внутри твоего мозга”. Так или иначе, это не сработало как планировалось с Тэтчер. “Она наклонилась, прочитала и хмыкнула”, — смеется Хэмнетт. “Затем мгновенно отреагировала: “У нас тут не Першинг, у нас крылатые ракеты. Ты, должно быть, ошиблась дверью, милочка”.

Сегодня, когда каждая фраза мгновенно препарируется соцмедиа, такая неточность была бы невозможна. С другой стороны, сильное изображение, не требующее слов, может иметь по-настоящему глобальный эффект, будучи зашифрованным в одежде — стратегия, которая блестяще используется молодыми активистами. Однажды увиденное не забывается никогда: протест группы латиноамериканских девочек на ступенях городской администрации в Техасе, одетых в традиционные quinceañera — платья, которые надевают на 15й день рождения, привлек внимание всего мира к беспощадному трамповскому закону о депортации. Другая группа молодых женщин проникла в здание сената во время слушаний закона о запрете абортов: одетые в красные накидки и белые чепчики из “Записок служанки” (“The Handmaid’s Tale”), они молча вошли и заняли пустые ряды сидений.

Photo: NBC News

Все они, конечно, следуют традиции, положенной больше века назад суфражистками, которые использовали моду и значения цветов как способ коммуникации в раннюю эпоху фотографии. В 1908 Эммелин Петик-Лоуренс определила фиолетовый как цвет благородства, белый — как чистоты и зеленый — как надежды — причина, побудившая универмаги Liberty and Selfridges начать продажи трехцветных лент, белья, сумочек и мыла. Кристина Брум, считающаяся первой женщиной фотографом в газете Fleet Street, задокументировала марши тысяч суфражисток, одетых в белое и лиловое, чтобы продемонстрировать стране благородство своих мотивов.

Кристина Брум. Суфражистки на манифестации «Национального Союза Женских Обществ за Избирательное Право», 1908

«Same shit, different century» (“Век другой, дерьмо то же самое”) — гласил рукописный плакат в стиле ар-нуво, который держали три молодые женщины на женском марше в Лондоне в прошлом году, одетые в исторически точные копии нарядов суфражисток. Когда дело касается прав женщин, целые поколения — дочери и матери (женщинам в 50 даже хуже, по сравнению с мужчинами) — начинают осознавать количество незавершенных дел, начатых суфражистками и первой волной феминизма. Может ли то, что мы носим, изменить что-то к лучшему? Конечно нет: это может сделать только изменение законодательства в сторону полной прозрачности и гендерного паритета. Но пока мы идем к этому, мода может стать хорошим союзником в подготовке всего необходимого для протеста.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях и читайте Make Your Style, где удобнее: в Telegram, Facebook, Вконтакте и Instagram.

Читайте также